Многие жители села наверняка помнят, с чего начинался здесь рынок. Маленький деревянный навес и две-три бабушки с продуктами домашнего «производства».
Однако времена менялись, рынок расширялся. Параллельно менялись и совершенствовались законы, санитарно-эпидемиологические требования, предъявляемые к продавцам.
К примеру, в 1999 году, согласно ФЗ № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ФЗ № 29 «О качестве и безопасности пищевых продуктов», как частным лицам, так и предпринимателям разрешалось осуществлять торговлю растительной продукцией (при наличии медицинской книжки и экспертного талона) чуть ли не повсеместно.
А потом уличная торговля, особенно вблизи оживлённых трасс, впала в юридическую «немилость». И хотя вокруг темы необходимости постройки закрытых павильонов или ларьков возникало достаточно пересудов и возмущений, поскольку дело это хлопотное и затратное, данное требование, безусловно, оказалось справедливым. Прежде всего, в отношении санитарных правил.
И те, кто намеревался задержаться в торговом бизнесе, по идее, все как один зашли с улиц в павильоны.
На первый взгляд, сегодня в Грачёвском районе вопрос с уличной торговлей решён. Всё чинно, всё в крытых помещениях, всё под санитарным надзором.
Но, как выяснилось в ходе работы по обращению читателя, далеко не всё.
- Скажите, чем отличается предприниматель, продающий овощи возле элеваторской пекарни, от тех, кто торгует на рынке? Почему он может выставлять свой товар (а это, помимо прочего, ещё и крупы, растительное масло) прямо на
улице, под навесом у ларька, а картошку и того дальше, прямо у федеральной трассы? – задал абсолютно логичный вопрос С.Г. Зацепин.
В самом деле, почему? Ведь получение разрешения на уличную торговлю, регламентируемое постановлением Правительства РФ № 585 «Об осведомительном порядке начала выполнения отдельных видов предпринимательской деятельности», предусматривает ряд весьма жёстких условий.
В частности, право на продажу товаров на улице устанавливается органами местного самоуправления. При этом для торговли отводятся специальные места и определённые границы.
Сотрудники редакции незамедлительно посетили торговую точку предпринимателя Ш. А. Касимовой, о которой шла речь в жалобе. И убедились, что претензии предъявлены справедливо. Попутно выявив ещё ряд нарушений.
Так, документы на право торговли здесь нашлись лишь на саму предпринимательницу, а отнюдь не на постоянно торгующих вместо неё супруга и сына. Равно отсутствуют и медицинские книжки. Форма одежды продавцов не соответствует требованиям СанПиН 2.3.2.1078-01. В котором, кстати, также чётко прописано, что продавец обязан содержать торговое оборудование, инвентарь в чистоте, предохранять товары от пыли, загрязнения. А ларьки и павильоны, согласно требованиям законодательства, должны быть обеспечены системами водоснабжения и канализации. О чём, похоже, ни сама Ш. А. Касимова, ни другие торгующие члены её семьи знать не знают. Поскольку в их павильоне мы не обнаружили не только водопровода, но даже примитивного тазика с водой.
Не нашлось здесь, кстати, и документов, доказывающих качество, безопасность и законное происхождение реализуемой продукции. Да и сама эта продукция – практически вся – на момент журналистского рейда собирала на себя окрестные пыль и грязь, находясь под навесом около федеральной трассы. Картофель и лук и вовсе складировались большими кучами на поддонах, а то и просто на земле. И границы размещения всего этого далёкого от норм санитарии и гигиены «богатства» явно нарушали пределы арендуемого участка, выделенного администрацией муниципалитета под данную торговую точку. Что представляет собой торговлю в неположенном месте и само по себе является грубым
нарушением закона. И, согласно Кодексу об административных правонарушениях, карается штрафом в размере от 3 до 5 тысяч рублей.
Не стоит забывать и о том, что при несоблюдении установленного порядка торговли плодоовощной продукцией разрешение на эту самую торговлю подлежит аннулированию.
Меры и требования, о которых детально осведомлены журналисты, но почему-то забыла предприниматель Ш.А. Касимова, носят строго обязательный характер. Потому что направлены они на самое важное: сохранение здоровья и жизни покупателей.
Что ж, редакция газеты «Вперёд», высветив данную проблему и обозначив конкретную «болевую точку», журналистскую задачу выполнила.
Теперь дело – за контролирующими органами, в чьи непосредственные обязанности входит надзор за соблюдением правил уличной торговли. Прежде всего – за местной администрацией. За Роспотребнадзором, налоговой службой, полицией.
Надеемся, они не заставят себя ждать.
P.S. Справедливости ради нужно отметить, что первый шаг к исправлению нарушений предпринимателем Ш.А. Касимовой был сделан незамедлительно. Убраны овощи и фрукты с участка, расположенного вблизи трассы. Теперь дело – за остальными действиями по наведению порядка.